В июле 2018 года юристы фонда «Общественный вердикт» опубликовали видео с портативного записывающего устройства одного из работников ярославской ИК-1. На видео продолжительностью 10 минут зафиксирован эпизод пытки в отношении некого заключенного ИК-1 Евгения Макарова.
Сотрудники колонии распяли его, раздетого, на деревянной парте в классе воспитательной работы и в течение нескольких минут по очереди наносили резкие удары резиновой дубинкой по пяткам и голеням заключенного. Когда один сотрудник уставал — он передавал эстафету коллеге. Заключенный выл, рычал, молил о пощаде, но мучителей это не останавливало. Когда он терял сознание, на голову ему лили воду из ведра.
И вот недавно районный суд Ярославля огласил приговор по нашумевшему «ярославскому делу» в отношении 13 сотрудников УФСИН по Ярославской области, которых обвиняли в пытках заключенного. Обвинение запрашивало сроки от 4 до 7 лет лишения свободы, однако исход дела оказался иным. Шестеро из 11 рядовых сотрудников были освобождены в зале суда «за отсиженным», а руководителя учреждения — начальник и его зам — были судом полностью оправданы «за отсутствием события преступления», суд не нашел свидетельства против них «стабильными» и вызывающими доверие.
В статье 21 действующей редакции Конституции говорится о том, что никто не может быть подвергнут пыткам. Однако в современной России пытки по-прежнему практикуются, и это тяжелейшая проблема для всего российского общества.
Поэтому ПАРТИЯ «ЯБЛОКО» перед принятием обновленной Конституции предлагала дополнить статью 123 Конституции пунктом 3.1 следующего содержания:
«Стороны имеют равные права на представление и исследование доказательств в суде. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Судом не может быть отказано сторонам в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей, о приобщении к делу доказательств и их исследовании.
Пытки являются тяжким преступлением.
Заявления подсудимых, потерпевших и свидетелей о применении к ним в ходе предварительного расследования пыток, физического либо психического насилия подлежат проверке путем незамедлительного возбуждения уголовного дела и проведения расследования. Дело, в ходе рассмотрения которого было сделано заявление о пытках, не может быть завершено ранее окончания расследования по заявлению о пытках».
Однако данная поправка предложенная ПАРТИЕЙ «ЯБЛОКО действующей властью была отклонена.
ПРЕСС – СЛУЖБА ПАРТИИ «ЯБЛОКО»